Давид Самойлов
из книги « В кругу себя»
(М.: ВИМО, 1993, с.~76--78)О старости доблестной
§ 1. Старость бывает
а) по возрасту,
б) по умонастроению,
в) по соображениям высшего порядка,§ 2. Первый вид старости встречается очень редко. Многие люди, достигшие преклонных годов, умирают совсем молодыми.
§ 3. Второй вид старости наиболее распространен.
§ 4. Третьему виду старости подвержены лишь выдающиеся натуры. Этот вид еще более редкий чем первый, и наиболее достойный. Старческий маразм здесь достигает подлинных высот духа.
§ 5. Высшие соображения, являющиеся причиной старости, суть следующие: а) государственные, б) морально-этические.
§ 6. Государственные соображения вызывают старость добродетельную, морально-этические старость доблестную.
§ 7. К старости добродетельной склонны натуры суровые, честолюбивые и умственные. К старости доблестной склонны натуры умозрительные, но возбудимые и полные патриотических чувств.
§ 8. Старость государственная относится к областям юридическим и административным, посему здесь не рассматривается.
§ 9. Старость доблестная образуется на том переломе возраста, где первые любови сменяются последними.
§ 10. Первой любовью называется всякая любовь, до которой были лишь увлечения.
§ 11. Последней любовью называется та, которой предшествовала первая и за которой следует еще более последняя.
§ 12. Последняя любовь отличается от первой своей основательностью, продолжительностью и отсутствием брачных перспектив по причинам морально-этическим. Именно она придает старости характер доблести.
§ 13. Чаще всего последняя любовь внушаема особами молодыми, прекрасными и полными энергии, а также уважения к старости. Опыт показывает, что таковыми особами чаще всего являются полные блондинки с художественными наклонностями, любительницы чтения и музыки, которым всегда везет в браке.
§ 14. Брюнетки с разбитой личной жизнью последними Любовями становятся как исключение и чаше всего интересуют стариков добродетельных, склонных к покровительству, чем стариков доблестных, склонных к трепетному восприятию красоты.
§ 15. Старость доблестная — есть немощь, побуждаемая к действию энергией и красотой и сим одолевающая собственное несовершенство.
§ 16. Старость доблестная невозможна, если обе стороны не прилагают к сему самоотверженных усилий, украшающих как старца, так и его последнюю любовь.
§ 17. Обе стороны убеждают себя и побуждают к действию, например, следующим образом:
Он указывает ей на свою старость. Она ему возражает, утверждая, что молодость душевная важнее, чем дряхлость телесная. Он лишь машет рукой. После чего поступает как должно.§ 18. Только поступая как должно, немощный человек преклонных годов становится старцем доблестным. Иных путей к доблести нет.
§ 19. Однако даже доблестным старцам свойствен порок, от которого спасти его может только энергия и самоотверженность. Потому и невозможен старец доблестный в одиночестве. Как бы доблестен он ни был, Робинзоном он стать не может.
§ 20. Ибо поступив как должно, старец начинает стонать а жаловаться на хвори свои, а также пытаться укрыться в деревенскую глушь и там растерять свою доблесть.
§ 21. Старики доблестные нуждаются в понуканий и поощрении, ибо имеют склонность разъединять старость и доблесть и становиться либо просто стариками, либо просто-доблестными, что одинаково опасно для гражданского воспитания.
§ 22. Поощрять старцев можно: а) посредством вина, б) посредством женщин.
§ 23. Старцы добродетельные потребляют спиртное лишь в обществе равных им по чину и совершают что должно с регулярностью, дабы сохранить добродетель.
Старцы же доблестные хватают спиртное с лицами неподобающими, после чего совершают 'что должно с кем не должно и как не должно.§ 24. Вторым пороком старцев доблестных является забывчивость. Потому, хвативши спиртного, они старость свою забывают и помнят лишь доблесть. А она без старости непотребна.
§ 25. Посему старцев таких следует осаживать и представлять им различие между доблестью военной (например, Наполеона или Ганнибала) и доблестью старческой, выделяя преимущество последней с точки зрения гражданственной.
§ 26. Гражданские чувства, т.е. патриотизм, являются сильнейшими у старцев доблестных и потому, отоспавшись, возвратятся на истинный путь, однако и тут нужна мера.
§ 27. Ибо старцам сим свойственны порывы покаяния и невнимания к миру, и желая поступать как должно и не зная, как за это приняться, они могут вообще никак не поступать.
§ 28. Здесь-то вот и надо приступить ко второму поощрению, однако с великой осторожностью.
§ 29. К старцу уже отоспавшемуся, но еще покаянному, следует подпускать исподволь особу, но уже не пышную, а попостнее и дабы, разделана была, как килька, для удобства.
§ 30. Подпустили, следует ждать, как совершится.
§ 31. Ежели не совершится, повторить следует то же самое, но уже с другой особою, и так до пяти раз.
§ 32. После сего старец либо почиет в Бозе, что достойно, либо скончается назидательно и доблестно и самой кончиной своей исполнит гражданское обязательство, либо восстанет в полном молодечестве доблестной своей старости, что прекрасно и трогает до слез.
§ 33. Трактат сей — плод больших раздумий и опыта, Написан он в назидание и в надежде принести пользу общественную, дабы каждый мог познать себя и стать на верную стезю.