Давид Самойлов
из книги « В кругу себя»
(М.: ВИМО, 1993, с.~76--78)

О старости доблестной

§ 1. Старость бывает

а) по возрасту,
б) по умонастроению,
в) по соображениям высшего порядка,

§ 2. Первый вид старости встречается очень редко. Многие люди, достигшие преклонных годов, умирают совсем молодыми.

§ 3. Второй вид старости наиболее распространен.

§ 4. Третьему виду старости подвержены лишь выдающиеся натуры. Этот вид еще более редкий чем первый, и наиболее достойный. Старческий маразм здесь достигает подлинных высот духа.

§ 5. Высшие соображения, являющиеся причиной старости, суть следующие: а) государственные, б) морально-этические.

§ 6. Государственные соображения вызывают старость добродетельную, морально-этические старость доблестную.

§ 7. К старости добродетельной склонны натуры суровые, честолюбивые и умственные. К старости доблестной склонны натуры умозрительные, но возбудимые и полные патриотических чувств.

§ 8. Старость государственная относится к областям юридическим и административным, посему здесь не рассматривается.

§ 9. Старость доблестная образуется на том переломе возраста, где первые любови сменяются последними.

§ 10. Первой любовью называется всякая любовь, до которой были лишь увлечения.

§ 11. Последней любовью называется та, которой предшествовала первая и за которой следует еще более последняя.

§ 12. Последняя любовь отличается от первой своей основательностью, продолжительностью и отсутствием брачных перспектив по причинам морально-этическим. Именно она придает старости характер доблести.

§ 13. Чаще всего последняя любовь внушаема особами молодыми, прекрасными и полными энергии, а также уважения к старости. Опыт показывает, что таковыми особами чаще всего являются полные блондинки с художественными наклонностями, любительницы чтения и музыки, которым всегда везет в браке.

§ 14. Брюнетки с разбитой личной жизнью последними Любовями становятся как исключение и чаше всего интересуют стариков добродетельных, склонных к покровительству, чем стариков доблестных, склонных к трепетному восприятию красоты.

§ 15. Старость доблестная — есть немощь, побуждаемая к действию энергией и красотой и сим одолевающая собственное несовершенство.

§ 16. Старость доблестная невозможна, если обе стороны не прилагают к сему самоотверженных усилий, украшающих как старца, так и его последнюю любовь.

§ 17. Обе стороны убеждают себя и побуждают к действию, например, следующим образом:
Он указывает ей на свою старость. Она ему возражает, утверждая, что молодость душевная важнее, чем дряхлость телесная. Он лишь машет рукой. После чего поступает как должно.

§ 18. Только поступая как должно, немощный человек преклонных годов становится старцем доблестным. Иных путей к доблести нет.

§ 19. Однако даже доблестным старцам свойствен порок, от которого спасти его может только энергия и самоотверженность. Потому и невозможен старец доблестный в одиночестве. Как бы доблестен он ни был, Робинзоном он стать не может.

§ 20. Ибо поступив как должно, старец начинает стонать а жаловаться на хвори свои, а также пытаться укрыться в деревенскую глушь и там растерять свою доблесть.

§ 21. Старики доблестные нуждаются в понуканий и поощрении, ибо имеют склонность разъединять старость и доблесть и становиться либо просто стариками, либо просто-доблестными, что одинаково опасно для гражданского воспитания.

§ 22. Поощрять старцев можно: а) посредством вина, б) посредством женщин.

§ 23. Старцы добродетельные потребляют спиртное лишь в обществе равных им по чину и совершают что должно с регулярностью, дабы сохранить добродетель.
Старцы же доблестные хватают спиртное с лицами неподобающими, после чего совершают 'что должно с кем не должно и как не должно.

§ 24. Вторым пороком старцев доблестных является забывчивость. Потому, хвативши спиртного, они старость свою забывают и помнят лишь доблесть. А она без старости непотребна.

§ 25. Посему старцев таких следует осаживать и представлять им различие между доблестью военной (например, Наполеона или Ганнибала) и доблестью старческой, выделяя преимущество последней с точки зрения гражданственной.

§ 26. Гражданские чувства, т.е. патриотизм, являются сильнейшими у старцев доблестных и потому, отоспавшись, возвратятся на истинный путь, однако и тут нужна мера.

§ 27. Ибо старцам сим свойственны порывы покаяния и невнимания к миру, и желая поступать как должно и не зная, как за это приняться, они могут вообще никак не поступать.

§ 28. Здесь-то вот и надо приступить ко второму поощрению, однако с великой осторожностью.

§ 29. К старцу уже отоспавшемуся, но еще покаянному, следует подпускать исподволь особу, но уже не пышную, а попостнее и дабы, разделана была, как килька, для удобства.

§ 30. Подпустили, следует ждать, как совершится.

§ 31. Ежели не совершится, повторить следует то же самое, но уже с другой особою, и так до пяти раз.

§ 32. После сего старец либо почиет в Бозе, что достойно, либо скончается назидательно и доблестно и самой кончиной своей исполнит гражданское обязательство, либо восстанет в полном молодечестве доблестной своей старости, что прекрасно и трогает до слез.

§ 33. Трактат сей — плод больших раздумий и опыта, Написан он в назидание и в надежде принести пользу общественную, дабы каждый мог познать себя и стать на верную стезю.